Вспоминая Серебряный век: двухдневная прогулка по Москве

2 дня
для детей от 7 лет
круглогодично
6 объектов
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Классика московского модерна, квартиры Горького, Цветаевой и Пастернака и дом, где творил Станиславский – реформатор русского театра: пешая прогулка по местам самого непростого периода русской культуры.

Серебряный век — уникальное явление в культуре рубеж XIX-XX веков. Это время стремительного интеллектуального подъема — «русского культурного ренессанса», как говорил Николай Бердяев. Это время, когда каноническое классическое искусство и элитарные формы выражения мыслей и чувств канули в прошлое.

Новая ментальность преобразовывала облик Москвы — в городе выросли здания в стиле модерн, открылись новые экспериментальные театры и выставки. Москва стала домом для многих представителей «новой культуры». И до сих пор бережно хранит память о них, позволяя окунуться в грозную и одновременно прекрасную эпоху Серебряного века.

День первый: мозаичное искусство московского модерна, квартира Пастернака и «дом Брюсовых», где встречались символисты

Манифест московского модерна — гостиница «Метрополь». Своим появлением здание обязано меценату и ценителю искусства Савве Мамонтову. Он задумал возвести напротив Театральной площади культурно-досуговый центр с гостиницей, театром, ресторанами, художественными галереями и помещением для проведения спортивных соревнований. Меценат выбрал проект молодого архитектора Вильяма Валькота. Как большой поклонник искусства, Мамонтов хотел «рекламировать» на фасаде здания творчество современных художников. Проект Валькота подходил для этого идеально.

Обойдите здание вокруг. Крышу «Метрополя» венчает стеклянный купол, фасады украшают барельефы, многочисленные башенки и ажурные решетки. Крышу венчает стеклянный купол, фасады усыпаны барельефами, стеклянными эркерами и декоративными башенками.  Гордость «Метрополя» — 23 майоликовых панно. Самое большое расположено на главном фасаде — копия картины Михаила Врубеля «Принцесса Грёза». В основе сюжета — одноименная пьеса Эдмона Ростана. На панно изображены последние мгновения жизни трубадура Жоффруа Рюдель, который был влюблен в триполийскую принцессу. Юноша никогда ни разу ее не видел, лишь слышал рассказы о небывалой красоте и доброте девушки. На корабле Жоффруа отправился на поиски возлюбленной, но в дороге сильно заболел. Когда он добрался до заморской принцессы, та его обняла, и трубадур умер у нее на руках.

Обратите внимание на панно меньших размеров, созданных по эскизам Александра Головина, — «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Жажда», «Поклонение старине», «Жизнь», «Купание наяд» и «Полдень». Над окнами третьего этажа ранее тянулась майоликовая цитата Фридриха Ницше:  «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время ее заменили на цитату Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Первоначальная версия видна сегодня лишь частично. Вторая — дошла до наших дней без потерь.

Продолжите изучение модных в то время мозаичных полотен. Следующая остановка — расположенный в двух кварталах доходный дом М. В. Сокол (Кузнецкий Мост, дом 3 строение 2). Аттик здания украшен майоликовым изображением сокола. Под его крыльями — степи и горы с цветущими эдельвейсами. Автор панно — театральный художник Николай Сапунов. Исполнение мозаики напоминает «Принцессу Грёз» на «Метрополе». Визуально здания – «Метрополь» и доходный дом, построенный в 1904 году Иваном Машковым,  — составляют единый ансамбль.

Прогуляйтесь по Мясницкой улице. Следующий пункт назначения — дом  И. И. Юшкова (Мясницкая улица, дом 21, строение 1), здание с угловой полуротондой. Ранее здесь располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Леонид Пастернак (отец писателя). Семья Пастернаков жила в кирпичном надворном флигеле. В 1902 году Леонид Осипович получил квартиру на четвертом этаже здания. «Зимой нам оборудовали новую квартиру из двух или трех классных комнат и аудиторий в главном здании. Мы в нее перебрались в 1901 году», — так описал квартиру на Мясницкой Борис Пастернак в очерке «Люди и положения».

В 1912-1913 годах в рядах учеников оказался Владимир Маяковский. Правда, поступил знаменитый хулиган только со второго раза. Ныне в доме И. И. Юшкова располагается Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Следующая остановка — «дом Брюсовых» на Цветном бульваре, 22. Поэт прожил здесь почти 30 лет.

«Дом был купеческий, – писал Бунин, – с высокими и запертыми на замок воротами, с собакой на цепи». «В калитку стучат кольцом, – вспоминала Зинаида Гиппиус. – Внутри – маленькие комнатки жарко натоплены, но с полу дует… Какие-то салфеточки вязаные, кисейные занавесочки». Были кафельная печь, венские стулья и почерневшие картины в рамах. А писатель Константин Станюкович запомнит дом иначе: он был «неряшливый, как всё кругом, словно невыспавшийся, неумытый». Особо поразили его простые железные кровати и «необыкновенно резкий и острый запах», вероятно, от товаров, которые были под квартирой Брюсовых. Такой запах был в пробочном лабазе Брюсовых в Китай-городе. «Я ужасался – как могут они… жить в таком омуте».

К Брюсову часто заглядывал Александр Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонт и Максимилиан Волошин. Отсюда по Неглинной улице, через Кузнецкий Мост, Брюсов ходил в издательство «Скорпион», где под его редактурой выходил журнал «Весы».

Волошин, заезжавший к Брюсову, напишет: район «кишмя кишел кабаками, вертепами, притонами и публичными домами… Этот квартал… весь проникнут запахами сифилиса, вина, проституток, – и добавит: – Вся юность Брюсова прошла перед дверьми публичного дома…».

Ныне в другом доме поэта Валерия Брюсова, на Проспекте мира, располагается музей Серебряного века.

Прогуляйтесь по скверу на Цветном бульваре. Обратите внимание на фонтан «Клоун» — напротив Цирка Никулина. В чаше фонтана — клоун на одноколесном велосипеде. От струй воды он укрывается зонтом. В руках артист также держит чемодан, из которого на арену вываливается еще один клоун. Вокруг фонтана разбросаны и другие цирковые фигуры: один сидит верхом на другом клоуне, третий — готовится к кувырку. Четвертый — наблюдает за коллегами с площади.

Последняя точка маршрута — МХТ им.Чехова. Над обликом театра, который мы видим сегодня, трудился яркий представитель русского модерна Федор Шехтель. Над входом в театр расположен горельеф Анны Голубкиной «Море житейское». На фоне поднимающихся волн изображены головы плывущих людей. В центре — рвущийся вперед пловец. Становление Московского художественного театра пришлось на Серебряный век.

Где поужинать

Загляните на ужин в кафе «Чеховъ» (Камергерский переулок 3). Хиты меню — борщ с телятиной, вареники и фисташковый рулет.

День второй: московские годы Горького и Станиславского, музей Цветаевой и квартира первой жены Есенина

Первая остановка — дом, где жил и творил реформатор русского театра, — Константин Станиславский. Здание на Леонтьевском переулке построено в духе классицизма, что едва ли соответствует мироощущению легендарного режиссера. В этом дома Станиславский вместе с женой жил последние 17 лет своей жизни. Кабинет режиссера находился на втором этаже. Внутри дома была оборудована небольшая сцена, где Станиславский проводил репетиции с актерами МХАТа.

Сегодня в доме открыт музей Станиславского. Помимо помещений, где когда-то жил и творил режиссер вместе с женой Марией Лилиной, в музее представлена историко-театральная коллекция: сценические костюмы, театральные атрибуты и книги.

Попросите сотрудников музея рассказать про экспозицию. Там работают поклонники Станиславского, готовые поделиться своими знаниями, если посетители проявляют интерес.

Прогуляйтесь до памятника Александру Блоку на Спиридоновке. Поэт одет в длинное пальто с поднятым воротником. Пальто аккуратно застегнуто на пуговицы, а на шее элегантно повязан шарф.

Месторасположение памятника выбрано неспроста. В доме №6 на Спиридоновке поэт провел 15 дней. После свадьбы он приехал туда вместе с женой Любовью Менделеевой.

Следующая остановка — музей-квартира Максима Горького, расположенная в одном из красивейших домов Москвы. Особняк Рябушинского был построен мастером стиля модерн — Федором Шехтелем. Горький жил здесь с 1931 года, с тех пор как вернулся из Италии.

Еще одно знаковое место эпохи «новой культуры» — дом-музей Марины Цветаевой.  В 1914 году поэтесса вместе с мужем и дочерью поселилась в четырехкомнатной квартире на втором этаже. Действие повести Цветаевой «Повесть о Сонечке» происходит в квартире на Борисоглебском переулке. Поэтесса переживала в этом доме лучшие и одновременно самые тяжелые моменты жизни. Ее сборники стихов обсуждали в творческих кругах, подрастала дочь Ариадна. В годы Гражданской войны муж поэтессы Сергей Эфрон пополнил ряды Белой армии. Цветаева потеряла родившуюся в 1917 году дочь Ирину. Девочка умерла от голода в подмосковном приюте. На этом несчастья не закончились. Позже Цветаева была вынуждена уехать в эмиграцию и оставить любимый город. Сегодня внутри дома находится музей. Воссоздан интерьер квартиры поэтессы, экспонируются семейные фотографии и рукописи Цветаевой, работает библиотека и концертный зал.

Напротив дома установлен бронзовый памятник Марине Цветаевой. Фигура поэтессы напоминает склонившегося ангела. Ее взгляд обращен к дому, где она прожила восемь лет своей жизни.  

Последняя остановка прогулки — доходный дом О. С. Петровской (Сивцев Вражек, дом 44). Здание в стиле неоклассики: фасады украшены симметричными эркерами с горизонтальными профилями. В коммунальной квартире №14 неоднократно бывал Сергей Есенин. Здесь жила первая жена поэта Анна Изряднова вместе с сыном Георгием, который был расстрелян в 1937 году. В этой квартире Есенин сжег свои рукописи в сентябре 1925-го — перед отъездом в Ленинград, где оборвалась его жизнь.

Внутри квартиры ныне расположен Есенинский культурный центр. При нем работает небольшой музей — на экскурсии следует записываться заранее.

Где поужинать

Завершите прогулку ужином в гранд-кафе «Dr. Живаго» (улица Моховая, 15/1, гостиница «Националь», 1 этаж). Залы оформлены в духе СССР, с момента образования которого начинается закат Серебряного века.  В меню — русская кухня с современными нотами. Цены в ресторане выше среднего. Столик лучше бронировать заранее, особенно в выходные дни.