Прогулка по Арбату и его переулкам: пеший маршрут

1 день
для детей от 7 лет
круглогодично
5 объектов
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Дом-улей, памятник Пушкину и Гончаровой, бронзовая фигура Булата Окуджавы, знаменитый «дом с рыцарями» и резная изба: однодневная пешая прогулка по Арбату и его переулкам.

Об Арбате

Арбат — безусловный символ Москвы, живая история столицы. Название улицы произошло от арабского слова «арбад» («рабад»). Оно переводится как «пригород, предместье». Раньше Арбат заселяли купцы и ремесленники, но к XVIII веку их потеснили дворяне. Улица стала модным и престижным местом для проживания. На Арбате строились дорогие особняки для московской интеллигенции.

В разное время жителями знаменитой улицы были Александр Пушкин, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой, Антон Чехов, Александр Блок, Николай Гоголь и другие творческие личности.

К концу XIX века Арбат стал расти ввысь: здесь появились многоэтажные дома. В этот период начало открываться большое количество магазины.

В начале XX века на улице появилась пешеходная зона: живописный Арбат стал любимым местом сбора уличных музыкантов, художников и туристов.

Легендарная улица откроется с новой стороны, если изучать Арбат вместе тянущимися от него с извилистыми линиями переулков. «Здесь, в старых переулках за Арбатом, совсем особый город...», — так писал об арбатских переулках Иван Бунин.

Пешая прогулка рассчитана на три часа.

Старт маршрута — у особняка М. К. Морозовой (Смоленский бульвар, 26/9, строение 1). Постройка ментолового цвета с аккуратной полуротондой на фасаде. Внутреннее убранство здания выполнено в лучших традициях эклектики. Парадная оформлена в египетском стиле с верными сфинксами в роли охранников. В прихожей прежде стоял настоящий саркофаг с мумией. Здесь встречаются элементы античной Греции и нотки пышного Востока — особняк вмещает в себе различные культуры и стили. Сегодня внутри здания находится банк.  

Далее отправляйтесь посмотреть на интересный образец архитектуры стиля модерн — усадьбу промышленников Павловых (Глазовский переулок, дом 4, строение 8). Двухэтажный особняк увенчан куполом и облицован двухцветной керамической плиткой. Усадьба была построена по проекту архитектора Станислава Кучинского в 1905 году. Заказчиком выступили фабриканты Петр и Николай Павловы, владельцы  «Товарищества мануфактур, основанных И. И. Скворцовым».

Напротив музея-квартиры Пушкина обратите внимание на памятник поэту и его возлюбленной Наталье Гончаровой. Бронзовые Александр Пушкин и Наталья Гончарова выглядят так, словно только что вышли из храма Вознесения Господня, где происходило их венчание. Присмотритесь к фигурам: можно заметить, что Пушкин меньше ростом, чем его возлюбленная. Это действительно так. Пушкин был ниже Гончаровой на девять сантиметров и старше на 13 лет. Памятник был установлен в 1999 году. Авторы композиции — Александр и Иван Бургановы.

Музей самого скульптора — «Дом Бурганова» — находится неподалеку. Александр Бурганов — один из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики, ставший известным на весь мир. Архитектурно-художественное пространство музея удивляет, напоминая сюрреалистическую площадку, где выставлены работы Бурганова, его друзей и учеников. Здесь также работает мастерская, где продолжается творческий процесс.

«Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание», — пел знаменитый советский бард Булат Окуджава. Бронзовая фигура легендарного поэта установлена на Арбате между 45 и 47 домами. Скульптурная композиция представляет собой две арки с цитатами из его произведения, скульптуру самого поэта, выходящего из арки, стол и две скамейки. Здесь Окуджава жил на Арбате долгие годы, сочиняя строки знаменитых произведений.

Следующая остановка — особняк гения архитектуры или «дом-улей», как еще называют дом архитектора Константина Мельникова (Кривоарбатский переулок, дом 10). По собственному проекту он построил этот дом в 1929 году для своей семьи. Именно так Мельников представлял себе идеальные микрорайоны эконом-класса в городе. Архитектор использовал самые дешевые материалы — кирпич и дерево.

Присмотритесь к дому: он состоит из двух, вписанных друг в друга, различных по высоте цилиндров. Внутри они не имеют ни единой несущей опоры. Стены разрезает множество шестиугольных сотообразных окон. Внутри постройки проводятся экскурсии. Записываться необходимо заранее (в первых числах месяца открывается запись на следующий).

Еще одно не менее интересное сооружение — «Дом с рыцарями» (доходный дом А.Т. Филатовой, №35). По меркам Арбата он выглядит настоящим небоскребом, являясь самым высоким зданием на улице. Благодаря массивным башням дом слегка напоминает замок. Одна из угловых башен украшена скульптурами рыцарей — в шлемах, латах и с мечами в руках. Неоготическое здание было построено по заказу  крупной коммерсантки Анны Тимофеевны Филатовой в 1913 году. Архитектором выступил Валентин Дубовский.

Обратите внимание на стену Цоя (Арбат, 37), которую покрывают надписи «Цой жив», «Кино», а также цитаты из песен музыканта и признания в любви к Виктору Цою. Стена появилась в 1990 году после гибели музыканта. Неизвестный написал на стене: «Сегодня погиб Виктор Цой», а следом шла другая надпись — «Цой жив». У поклонников творчества Цоя существует традиция: они оставляют в специальной пепельнице у стены прикуренную сигарету – для своего кумира.

На Арбате работает множество любопытных музеев. Загляните в музей оптических иллюзий, где можно сделать «селфи» с Дмитрием Медведевым, получить денежную премию из рук Владимира Путина, почувствовать себя героем фильма «Титаник» или оказаться на тарелке, став чьим-то завтраков.  

В качестве альтернативы — необычный музей истории телесных наказаний. В его коллекции — более 200 экспонатов: старинные гравюры, пыточные инструменты и орудия казни. Во время экскурсии посетителям рассказывают о методах физического воздействия на человека. Слабонервным сюда лучше не ходить: даже интерьеры музея навевают ужас.

Далее остановитесь у дома Михаила Лопыревского (Калошин переулок, 12). Яркий деревянный дом был возведен в 1852 году архитектором Михаилом Лопыревским, где он сам и поселился. Фасад здания украшают барельефные медальоны. После смерти архитектора в дом переехал родильный приют, затем в ем располагались различные медицинские учреждения. С 1993 года здание имеет статус памятника архитектуры.

Еще одно творение ранее упомянутого скульптора Александра Бурганова — фонтан-памятник «Принцесса Турандот» перед зданием театра имени Евгения Вахтангова. Скульптурная композиция выглядит как овальная чаша с фонтанной установкой. Принцесса Турандот, покрытая позолотой, восседает на вершине фонтана. Памятник был установлен в 1997 году в честь 75-летия постановки одноименной пьесы.

Финальная остановка — дом Александра Пороховщикова (Староконюшенный переулок, 36). Благодаря резьбе на фасадах дом поход на сказочную избу. Дом был возведен в 1872 году архитектором Андреем Гуном по заказу московского мецената Александра Пороховщикова. Годом позже проект здания отметили на всемирной выставке в Вене. Дом назвали «произведением, передающим дух русского народного зодчества».