Поход из Псебе до Небуга через водопады и дольмены

1 день
для детей от 13 лет
весна, лето, осень
2 объекта
Полина Бойцова
Автор:
Эксперт

Этот маршрут описывает сложный однодневный поход из поселка Псебе к водопадам и древним мегалитическим сооружениям — дольменам. Вы пройдете около 24 километров по пересеченной местности, переходя реки и частично следуя по их руслу, поэтому быстро идти не получится. Поход, если вы будете фотографировать и делать привалы, займет весь день.

Советы экстремалам

Этот маршрут подходит для опытных и выносливых туристов. По пути вы сможете полюбоваться живописной природой, увидеть несколько красивых водопадов и посмотреть на мегалитические сооружения — дольмены, которым около пяти тысяч лет.

Для похода лучше выбрать теплый погожий день, потому что дождь размывает лесные дороги, а уровень воды в реках поднимается, их переходить будет неудобно. Обязательно наденьте комфортную обувь: она должна быть нескользящей: вам предстоит ходить по гладким иногда покрытым водой камням. не забудьте о воде и еде, купить ничего по дороге не удастся.

На этом маршруте туристов подстерегают некоторые опасности: в первой части маршрута нужно строго следовать указаниям — из-за труднодоступности туристов там немного, легко заблудиться, поэтому нужно четко следовать указаниям. В то время как во второй части пути, напротив, будет довольно “многолюдно”: на водопады Хошепса местные турфирмы возят на джипах группы отдыхающих. Будьте осторожны: в этих местах водятся дикие кабаны. Также необходимо обработать одежду и открытые участки тела средствами от клещей.

Так как путь предстоит неблизкий, выходить лучше пораньше утром. Этот поход начинается в удаленном от моря поселке Псебе, поэтому его удобно совершить туристам, отдыхающим в соседних курортных поселках Небуг или Новомихайловский, расположенных поблизости.

Маршрут похода

Сначала вам нужно добраться до поселка Псебе. Попросите довезти вас до юго-восточной части поселка, где есть мост через реку Псебе и в нее впадает небольшой ручей. От реки Псебе поднимайтесь по улице вверх, в гору (направление на юго-восток). Примерно через пару сотен метров вы увидите лесную дорогу — колею для вездеходов, усыпанную и отмеченную камнями. Идите по ней.

Через полтора километра вы выйдете к реке Ту (путь идет немного с уклоном вверх), ориентируйтесь на линию электропередач, вы не должны отходить далеко от нее. После этого нужно продолжать идти примерно 600 метров вдоль реки, и потом вы выйдете на более широкую лестную дорогу, идущую вдоль линии электропередач. Вы пересечете ручей и выйдете к развилке из двух дорог: вам нужна та, что уходит вверх (направление — северо-запад), на следующей развилке нужно выбрать дорогу, которая идет налево вниз — она приведет вас в долину реки Хошепс. По ней вы спуститесь к реке Хошепс, перейдете ее.

Дорога поведет вас наверх (изменение высоты — около 200 метров): на вершине этой горы расположены две дольменные группы по шесть дольменов в каждой и один между ними — тропа выведет к нему. Центральный дольмен разрушен, и поэтому представляет собой груду камней. От него идите правее, и метров через сто увидите одну из групп. Она сохранилась и интересна тем, что в ней есть уникальный домен “с пробкой” — рядом с ним лежит большой обработанный камень весом около ста килограмм, форма которого дает основания предполагать, что он служил для закрытия отверстия в этом дольмене.

После вы можете вернуться к центральному дольмену и прогуляться в противоположном направлении, чтобы увидеть вторую дольменную группы. Но, так как она сохранилась хуже, можно этого не делать.

Спуститесь обратно с этой горы и далее следуйте по отмеченной бело-синими метками тропе — она поведет вас вдоль реки Хошепс мимо водопадов. Далее — рассчитывайте свои силы: если вернуться по реке Хошепс назад, то примерно через 100 метров вы увидите водопад “Карман” высотой около 4 метров. Если не хочется увеличивать маршрут — идите по меткам, и вскоре перед вами предстанет красивейший водопад — “Голубой”. Он, журча, бежит по каменной стене ущелья, которую вода сделала волнистой.

Вы дойдете до мета, где река Хошепс сливается с Азгучем и образует реку Понежина. До поселка Небуг осталось около 10 километров. Продолжайте идти вдоль реки (иногда придется идти по реке, по камням). Эта река впадет в Небуг, вдоль которой вы и дойдете до цивилизации.