Пешая прогулка по Еврейской дороге в Алупке

1 день
для детей от 7 лет
круглогодично
1 объект
Анна Макарова
Автор:
Эксперт

Так называемая «Еврейка» — один из самых старых и знаменитых крымских маршрутов, известных еще с XIX века. Интересна история происхождения названия Еврейской тропы: изначально она носила прозвище «Жидова», которое связывают с фамилией проложившего ее инженера Жидова. Со временем тропинка сменила название на более «политкорректное». Однако известно, что прокладывали ее для князя Юсупова: терренкур соединял юсуповские имения в Кореизе и в Коккозах (ныне село Соколиное).

Уже в XX веке маршрут изменился из-за прокладки шоссе Ялта — Севастополь. Сейчас по дороге можно пройти или проехать на велосипеде от Симеиза до урочища Беш-Текне на западе Ай-Петринской яйлы. Первые два километра дороги заасфальтированы, далее асфальт сменяется грунтовкой. Длина тропы — 4 километра, пройти ее можно за несколько часов.

Как добраться до Еврейской дороги

На Еврейскую дорогу можно попасть двумя путями: с улицы Изергина в Алупке или из Касимовки.

В первом случае вам нужно на автобусах, курсирующих между Ялтой и Симеизом (№115 и 107) доехать до остановки «Развилка» в Алупке и пройти по Севастопольскому шоссе до поворота на улицу Изергина. Это и есть начало Еврейской дороги. Сначала вам предстоит пройти по улице мимо старых домиков с постепенным набором высоты, потом дорога приведет вас к насыпи трассы Ялта — Севастополь, на которую нужно подняться по крутой тропинке (на верхней точке подъема придется перелезть через трубу газопровода). Если пройти по трассе в сторону Симеиза примерно 10 метров и перейти на другую сторону дороги, вы увидите продолжение Еврейской тропы — сначала асфальт, потом грунтовка. Дорога проходит через лес, затем мимо виноградников. Миновав виноградники, важно не сбиться с пути, свернув по грунтовой дороге налево и вниз. Еврейская дорога в этом месте продолжает подъем.

Очередная развилка ждет вас в сосновом лесу, возле родника: отсюда направо уходит Восточная Шанхайская тропа, а влево — Еврейская дорога. Она выводит на огромное пожарище — в 2007 году заблудившийся турист, пытаясь подать сигнал спасателям, сжег почти 1000 гектаров леса. Здесь опять важно не свернуть направо, по грунтовой дороге к подножию скалы Шаан-Кая, а двигаться по западному краю пожарища. Сюда по грунтовой дороге попадают и те туристы, которые выбирают другой вариант начала маршрута.

Чтобы начать путешествие по Еврейской тропе альтернативным путем, вам нужно попасть в район Алупки под названием Касимовка. Если водитель маршрутки согласится высадить вас на трассе, сойти нужно в месте пересечения трассы Ялта — Севастополь и Старого Севастопольского шоссе (так называемый «Поворот на Касимовку»). Либо доехать до остановки «Алупка. Питомник», пройти через кладбище и выйти на Старое Севастопольское шоссе. По шоссе можно дойти до развилки, откуда направо и вверх заворачивает асфальтированная дорожка. Она серпантином вьется по склону и приводит вас к небольшому пруду. Здесь развилка, на которой очень важно свернуть направо и вверх, перейдя через ручей, а затем — пойти не по просеке, а левее — по накатанной дороге. После долгого подъема тропинка приведет вас к старой Еврейской тропе, туда, где соединяются оба варианта маршрута.

Еврейская дорога: маршрут

Еврейская дорога достаточно долго тянется через пожарище, мимо горы Чака-Тыш, доходит до вырубки и вновь углубляется в лес. По оголенной местности вам предстоит идти около часа, зато в лесу вас ожидает родник Суан-Чокрак с питьевой водой. В лесу также будет несколько развилок: тропинки, которые ответвляются от Еврейской дороги, пытаются увести туристов направо, к Воронцовской тропе. Но самая коварная развилка — вторая после родника, здесь важно не продолжать движение вперед (хотя кажется, что именно эта дорога — основная), а свернуть на более узкую тропку, ведущую направо и вверх. Иначе вам предстоит пройти по горе Пиляки и спуститься в поселок Оползневое.

Если пойти направо, дорожка уйдет под отвес горы Ат-Баш («Конская голова»), доведет до слабенького родничка, а затем путь будет лежать между Ат-Баш и обрывом. Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности, и наконец этот путь приводит на Ай-Петринскую яйлу, к перевалу Ат-Баш-Богаз. Отсюда можно подняться по тропе на Ат-Баш и далее дойти до зубцов Ай-Петри или спуститься в котловину Беш-Текне, где есть родники и туристическая стоянка.

По Еврейской дороге на велосипеде

Еврейская дорога доступна и для велосипедистов, но достаточно сложна: вам предстоит двигаться с постоянным набором высоты, восстанавливая силы на небольших ровных участках, на пути будет много каменистых отрезков, встречаются бревна и промоины. Правда, тропа (кроме пожарища) достаточно тенистая.