Осторожно, двери закрываются: шедевры московского метро

1 день
для детей от 7 лет
круглогодично
0 объектов
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Московское метро — не просто удобное средство передвижения по мегаполису. Его по праву можно назвать самым богатым подземным музеем со своей историей и загадками. Конструкции самых красивых станций московской подземки — обладатели гран-при на международных конкурсах. Они занимают важное место в учебниках по строительству и дизайну — в качестве образцов, на которые нужно равняться.

Прогулка по подземным произведениям искусства займет примерно пять часов. Позаботьтесь об удобной обуви. Осторожно, двери закрываются!

Станция «Комсомольская»

Первым делом отправляйтесь на станцию «Комсомольская». Сложнейшая конструкция под землей больше напоминает пышный дворец. Проектированием станции занимался легендарный архитектор Алексей Щусев. Именно он строил Мавзолей, Центральный телеграф и Казанский вокзал.

Главные темы в оформлении — великие русские победы и речь Сталина, произнесенная седьмого ноября 1941 года. В своем выступлении «отец народа» призывал вдохновляться Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым. Речь Сталина было решено визуализировать и превратить в элементы интерьера «Комсомольской». Так у известного художника Павла Корина родилась идея для шести эскизов огромных панно в лепных рамах. Они украсили своды станции.

Мозаики с национальными героями расположены в той же последовательности, что и в речи Сталина. Еще на двух других панно ранее был изображен сам Иосиф Виссарионович. Но после развенчания культа личности мозаики были переделаны.

Присмотритесь к каждому панно — картины выложены из кусочков камней и смальты. Традиционный для русского и византийского искусства золоченый фон придает мозаикам особое величие и торжественность. Вес одного такого панно — примерно три тонны.

Станция «Новослободская»

Следующая остановка по кольцевой линии — станция «Новослободская», заложенная на глубине 40 метров под землей. Автором проекта выступил Алексей Душкин. Его архитектурный стиль стал образцом сталинского ампира. Станция была открыта в 1952 году. Глубокая закладка требовала особой конструкции из широких массивных пилонов. Чтобы сделать конструкцию «Новослободской» более легкой, Душкин вставил в пилоны цветные витражи. За ними архитектор спрятал освещение.

Сегодня витражи стали визитной карточкой станции. На 32 цветных композициях изображены переплетения фантастических цветов, звезд, птиц и растений. Кажется, словно оказался не в метро, а в одной из сказок Павла Бажова. В народе станцию так и назвали — «Подземная сказка». Витражи были изготовлены в Риге из цветного стекла, которое хранилось в кафедральном соборе города.

Над каждым витражом — медальоны. Обратите внимание, что на шести из них изображены типичные советские интеллигенты: музыкант, агроном, энергетик, географ, художник и архитектор. Витражная композиция ведет к самому яркому украшению станции — смальтовому панно «Мир во всем мире» Павла Корина. В центре сюжета — мать с младенцем, который тянет руки к взлетающим голубям. В первоначальном варианте на месте одной из птиц был медальон с изображением Сталина.

Станция «Киевская»

Далее проедьте еще несколько остановок по «кольцу и выходите на «Киевской». Распоряжение о строительстве последней станции Кольцевой линии отдал Никита Хрущев. Среди предложенных 73 проектов он выбрал работу группы украинских архитекторов под предводительством Евгения Катонина. Станция была открыта 5 апреля 1953 года

Главная тема в оформлении «Киевской» — 300-летие воссоединения Украины с Россией. Рассмотрите смальтовые мозаики, которые с разных сторон отражают истории дружбы русского и украинского народа. Среди них — панно с русскими и украинскими колхозниками у золотых колосьев пшеницы, Пушкин на Украине, социалистические соревнования металлургов Урала и Донбасса и другие сюжеты.

Станция «Площадь Революции»

Перейдите на «синюю» ветку и через две остановки выходите на станции «Площадь Революции». Еще одно творение архитектора Алексея Душкина. Расположенная рядом с Кремлем, Красной площадью и Мавзолеем, «Площадь Революции» должна была стать статью архитектурного центра столицы, отражая величие революционных идей.

Выходы на платформы оформлены чередующимися арками, каждую из которых «охраняют» скульптуры. Созданием бронзовых фигур занимался советский скульптор Матвей Манизера. Вместе с учениками за три года он изваял 80 бронзовых скульптур, которые и сегодня украшают невысокие проходы.

Пройдитесь по залу станции. Каждая из фигур имеет собственный характер и особенность. В первом пролете — «Рабочий-красногвардеец» и «Солдат», герои исторических дней Октября.  «Краснофлотец-сигнальщик», «Девушка-снайпер», «Пограничник» и «Парашютистка», «Шахтер», «Молодой изобретатель», «Птичница», «Тракторист», а также фигуры студентов, спортсменов и пионеров. Интерьер  «Площади Революции» — галерея портретов целого поколения, ставшего лицом революции.

Обратите внимание на фигуры пограничников с собаками. У каждого животного — натертые до блеска носы. Это работа московских студентов. Они приходят сюда перед экзаменами, чтобы притронуться к носу собак. Это, якобы, гарантирует получение «зачета» в университете.

Станция «Электрозаводская»

Еще через две остановки по той же «синей» (в сторону «Щелковской») находится самая «классическая» станция метро сталинской эпохи — «Электрозаводская». Ее главное украшение — более 300 оригинальных светильников на своде центрального зала. Они располагаются в шесть рядов и занимают весь свод станции. Так архитектор станции Алексей Душкин напомнил о расположенном неподалеку «Электрозаводе», в честь которого и была названа станция.

Обратите внимание на стены путевого тоннеля, которые облицованы краснокирпичным грузинским мрамором. Особенно интересна «Электрозаводская» для любителей палеонтологии. На стенах станции можно рассмотреть раковины ископаемых моллюсков, иглы морских ежей и морские лилии.

Станция «Славянский бульвар»

По «синей» же Арбатско-Покровской линии, но только в обратную сторону, по направлению к «Пятницкому шоссе» находится станция «Славянский бульвар». Она была открыта в 2008 году. Внутреннее убранство станции отсылает к оформлению знаменитых входных павильонов парижского метро. Идея оформления станции в изысканного стиле ар-нуво принадлежит художнику Ивану Лубенникову. Пол покрыт черным крупнозернистым гранитом, а стены — зеленым мрамором. В центре зала установлены скамьи в форме ладьи. Ее украшает кованые прутья железа, напоминающие плющ, которые плавно переходят в название станции.

Станция «Парк Культуры»

Вернувшись обратно на «Киевскую» и перейдя на «кольцевую», проедьте одну остановку до «Парка Культуры». Пилоны украшают медальоны с различными видами досуга и отдыха советского человека — шахматы, катание на коньках, цветоводство, футбол и другие. Автор архитектурного украшения станции — скульптор Саул Рабинович. Особенность освещения «Парка Культуры» — подвешенные к своду оригинальные китайские фонарики. Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами. Их рисунок взят из кельтских узоров.

Станция «Кропоткинская»

Перейдите на «красную» ветку. Одна остановка перенесет вас в Египет. Планируя станцию «Кропоткинская», архитектор Алексей Душкин вдохновился знаменитым древнеегипетским храмом Амона в Карнаке. Обратите внимание на строгую лаконичность, красоту линий и колонны в форме цветка Лотоса на «Кропоткинской».

Станция «Маяковская»

Еще один пример архитектурного творения того же архитектора — станция «Маяковская». Чтобы попасть на нее, нужно проехать две остановки по «красной» линии, перейти на «зеленую» и немного проехать на север. Станция была открыта в 1936 году. В 34 овальных нишах свода центрального зала находятся светильники. В плафонах куполов размещены мозаичные панно из смальты. Эскизы на тему «Сутки советского неба» были созданы художником Александром Дейнекой. Чтобы рассмотреть изображение, нужно встать непосредственно под плафоном купола.