Один день на ВДНХ: тайны и легенды выставочного города

1 день
для детей от 0 лет
круглогодично
3 объекта
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Образцы сталинской эклектики и советского модерна, загадки знаменитых фонтанов и место, где якобы закопан 35-метровый памятник Сталину: пешая прогулка по ВДНХ.

ВВЦ (ВДНХ) — излюбленное москвичами и гостями столицы место. Комплекс занимает территорию более 235 гектаров. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира. После масштабной реконструкции исторического облика территории он получил вторую жизнь. Преобразились павильоны — вновь ярко отражая достижения, новинки и самобытность, которыми так хотели похвастаться советские республики. Богатейшая история места породила множество легенд и тайн, которыми обросли объекты ВДНХ. Таинственные истории стали неотъемлемой частью выставочного комплекса. Сегодня трудно сказать, какие из них действительно произошли на самом деле, а какие – выдумка.

Пешая прогулка рассчитана на три часа.

Старт маршрута — у триумфальной арки главного входа, выполненной в духе имперской архитектуры Древнего Рима. Она была построена к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1954 году. Архитектор — Иннокентий Мельчаков. Пока шла Великая Отечественная война, выставка была закрыта. Часть промышленных и сельскохозяйственных экспонатов были проданы. Опустевшие павильоны переделали под цеха военно-ремонтного завода, склады и казармы. Некоторые выставочные сооружения были серьезно повреждены в результате бомбардировок. Многие выставочные пространства, оставшиеся без охраны, были разграблены.

Через три года после окончания войны выставочный «город» получил вторую жизнь. В конце 1940-х годов ачалась масштабная реконструкция старых павильонов и возведение новых. Результат титанической работы строителей и архитекторов ВСХВ посетители увидели 1 августа 1954 года, в день торжественного открытия выставки.

Арка главного входа — символ триумфа Великой Победы и отражение первых шагов в послевоенном восстановлении страны. На вершине сооружения — скульптура «Тракторист и колхозница». Первоначально пара стояла на ВСХВ с момента основания в 1939 году на 20–метровом постаменте. В обновленном виде была перенесена на главный вход в 1954 году. Пара возносит к небу золотой сноп колосьев, символизирующий жизнеспособность государства и процветание.

Монументальная арка открывает Центральную аллею ВДНХ. Изучать огромное пространство ВДНХ (около 235 гектаров) удобно как пешком, так и на велосипеде или роликах. Рядом с аркой главного входа ежедневно работает пункт проката.

Справа и слева вдоль Центральной аллеи разбросаны многочисленные кофейни и закусочные. В самом начале, справа, находится инфоцентр. Там можно получить всю необходимую информацию о ВДНХ, взять бумажную карту и купить билет на любое мероприятие выставки.

Двигайтесь прямо вдоль аллеи — к памятнику Ленину. Владимир Ильич стоит на небольшом гранитном постаменте. Он слегка выставил левую ногу вперед, левой рукой он держит отворот плаща. В правой руке вождь пролетариата зажал свернутый в трубочку лист с речью, которую он только что закончил. Памятник был установлен в 1954 году. Автор — скульптор Петр Яцыко.

За фигурой Ленина — павильон №1 «Центральный». Творение архитектора Юрия Щуко. Главный павильон выставки был открыт в 1939 году. Изначально здание располагалось на месте площади и части цветочного партера фонтана «Каменный цветок». Щуко поручили спроектировать новый павильон к 1954 году — более монументальный, который бы соответствовал обновленному облику выставочного города. Трехъярусная композиция здания создавалась в традициях классического русского ампира и стилистически напоминает центральную башню здания Главного адмиралтейства в Петербурге.  

Высота павильона — 97 метров со шпилем. На фасаде здания красуются 16 медальонов-гербов союзных республик. На момент проектирования здания в составе СССР еще значилась Карело-Финская ССР. С момента ее расформирования крайний герб слева выглядит как металлический пустой лист.

Внутри центрального павильона находится бункер, спроектированный в период холодной войны. Посещение бомбоубежища включено в программу некоторых экскурсий, которые предлагает ВДНХ. Вместимость бункера — 300 человек. Здесь есть комнаты отдыха, комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет Генерального секретаря. Оборудование позволяло находиться под землей в течении двух суток. До 1971 года в бункере регулярно пополнялись  запасы провизии и воды. Согласно одной из легенд, из бункера ведет подземный коридор с выходом прямо под памятником Ленину. Якобы внутри гранитного постамента, на котором стоит Владимир Ильич, встроен механизм, который поднимает плиту.

Двигайтесь прямо. Следующая остановка — знаменитый фонтан «Дружба народов». Проект был создан в 1954 году архитектором-художником Константином Топуридзе. Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает распустившийся цветок, плавно переходит в гигантский чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли. Вокруг него в серебристом каскаде струй разместились 16 фигур девушек-колхозниц — символов национальных республик Советского союза. Расположение девушек до сих пор остается загадкой: их места не соответствуют порядку, который был обозначен на гербе СССР.

Изначально бронзовые скульптуры планировалось покрыть смальтой. Во время строительства фонтан осматривал Лаврентий Берия. Он, якобы, посмотрел на фигуры девушек и сказал: «Что, у нас в стране золота нет? Пусть девочки будут золотыми!» Для их позолоты было выделено три с половиной килограмма сусального золота.

Прогуляйтесь вокруг фонтана. По правую сторону — павильон №71 «Атомная энергия» («РСФСР»).

Следом за ним — шестиугольный павильон №68 «Армения» (бывш. «Угольная промышленность», «Сибирь»). Ценители бозбаша, кюфты и других изысков армянской кухни могут остановиться здесь на обед. Внутри работает армянский ресторан «Арарат». Цены в заведении чуть выше среднего.

Довольно низкое, одноэтажное здание после «Армении» — павильон №67 «Карелия» («Советская печать»). Здание выглядит строго, лучших традициях крестьянских домов русского севера. Главный фасад украшают шесть колонн с фронтоном.

Более внушительно выглядит павильон №66 «Культура» («Узбекская ССР»). Здание имеет П-образную форму и белоснежную беседку-ротонду у входа. С ней связано множество мифов. Крышу беседки держат 40 колонн, которые символизируют жен падишаха Узбекистана, правившего сотни лет назад. По ночам жены-колонны якобы стонут от горя — в знак утраты своего возлюбленного.  Главный художественный элемент оформления павильона — хлопковая коробочка. Мотив угадывается в композициях карнизов, панно, капителей и других деталей здания. Так создатели павильона показали первенство Узбекской ССР в производстве хлопка.

По левую сторону от фонтана «Дружба народов» — павильон №2 «Народное образование» («Северный Кавказ»). Вход обрамляет стройная колоннада, которая образует просторный зал под открытым небом.

Следом расположен павильон №4 «Киргизия» (бывший «Биология», «Эстонская ССР»).

За ним — павильон №5 «Физика» («Латвийская ССР»). Оконные проемы фасадной стены заполнены цветными витражами с видами латвийских городов, а также сюжетами на тему сельского хозяйства в обрамлении орнаментов.

Следующая остановка — у изящного павильона №6 «Абхазия» (бывший «Химия», «Литовская ССР»). Во внешнем оформлении здания можно рассмотреть камни местных пород и цветную керамику.

Вернитесь к фонтану и продолжайте двигаться прямо. По левую руку останутся павильон №10 «Стандарты» («Молдавская ССР») светлого персикового цвета. Здание имеет треугольный фронтон с выразительным силуэтом герба.

Сосед — павильон №11 «Казахстан» («Металлургия», «Казахская ССР»). Внешний облик здания стилистически выбивается из общего ансамбля павильонов на площади дружбы народов. Фасад облицован шлакоситалловыми плитами с черными вертикальными тягами из нержавеющей стали.

За ним — не менее любопытный с архитектурной точки зрения павильон №12 «Выставочный центр профсоюзов» («Грузинская ССР»). Массивное здание, облицованное светлым и темным мрамором. С ним связана еще одна легенда ВДНХ. В послевоенные годы Сталин заехал на выставку осмотреть павильон. Внутри генералиссимус закурил трубку, а дежурный, не увидев, кто перед ним стоит, сделал нарушителю замечание. Осознав, с кем имеет дело, дежурный упал в обморок. А на следующее утро узнал, что Сталин объявил ему благодарность и выписал денежную премию.

Обратите внимание на павильон №13 «Здравоохранение» («Армянская ССР»). Первоначальный проект реализовывали архитекторы Каро Алябян и Самвел Сафарян. Здание было разделено на три части и облицовано розовым туфом. Таким образом павильон напоминал древний христианский храм, вырубленный в горах Армении. Впоследствии над реконструкцией павильона работали те же авторы. Композиция стала более легкой, центральная часть фасада стала искусственно заниженной.

Следующий павильон — №14 «Азербайджан» («Вычислительная техника», «Азербайджанская ССР»). Архитектура здания отсылает к сталинской эклектике, совмещенной с богатством декоративных элементов.

За ним — павильон №15 «Радиоэлектроника и связь» («Поволжье»), яркий образец советского модернизма.

Вернитесь к аллее и сделайте остановку у второго легендарного фонтана ВДНХ — «Каменный цветок» на Площади колхозов. Он появился на выставке в 1954 году. Авторами проекта стали художник-архитектор Топуридзе Тихонович и скульптор Прокопий Добрынин. В основе его оформления — «Уральских сказов» Павла Бажова, которые были очень популярными в 1930–1950-х годах. Периметр чаши украшают фигуры птиц, натюрморты из фруктов и изображения зерновых колосьев, из вершины которых пробиваются струи воды. «Каменный цветок» стал первым в мире цветомузыкальным фонтаном. Репертуар сооружения составила «Праздничная увертюра», которую Дмитрий Шостакович специально написал для фонтана на ВДНХ.

По правую руку от фонтана — величественный и нарядный павильон №64 «Оптика» («Ленинград и Северо-Запад РСФСР»). Здание выполнено в духе русского классицизма. От повышенной центральной части в обе стороны расходятся «крылья». Стены украшены стилизованными барельефами.

Прямо за «Каменным цветком» — монументальный павильон №58 «Земледелие» («Украинская ССР»). Одно из самых красивых и богато украшенных зданий ВДНХ. Пилястры и каменные кружева стен плавно переходят в золотые колосья пшеницы. Углы павильона венчают фигуры девушек с лавровым венком.

Последняя остановка нашего маршрута — у макета ракеты-носителя «Восток» на площади Промышленности. Конструкция является точной копией ракеты «Восток», на которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился в космос. На этом месте до 1951 года стоял гигантский железобетонный памятник Сталину. Его высота — 25 метров. Для его возведения изначально использовался уменьшенный макет, который поместили внутрь самой скульптуры. По легенде, «матрешку» была закопана на территории ВДНХ и находится до сих пор под землей.

На ужин отправляйтесь в кафе «Гюльча-тай» (павильон  № 4 «Кыргызстан»). Здесь подают вкуснейший узгенский плов, гуйру-лагман и другие блюда кыргызской кухни.