Москва иудейская: прогулка по еврейским местам за один день

1 день
для детей от 7 лет
круглогодично
3 объекта
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Старейшая московская синагога, памятник Мандельштаму и Шолому-Алейхему, интерактивный еврейский музей и ужин в кошерном ресторане на крыше синагоги: — однодневная пешая прогулка прогулка по еврейским местам Москвы.

Первые официальные упоминания о евреях в Москве относятся к XV веку. Одно из них — о личном враче Ивана III, венецианском еврее  по имени  Леон. Однако пребывания иудеев в столице в последующие 150 лет были единичными из-за ограничительных законов того времени. Количество пребывающих в Москву евреев увеличилось в 20-е годы XIX века.

В то время социально-культурный облик города менялся: открывались синагоги, общинные учреждения, кошерные гастрономы и рестораны. По количеству проживающих в городе евреев сегодня Москву можно назвать одной из «самых еврейских» столиц Европы.

Начните прогулку с посещения места, где в XIX веке находилось Глебовское подворье — единственный на тот момент район Москвы, где могли останавливаться еврейские купцы. К сожалению, сегодня смотреть там особо нечего. Глебовское подворье располагалось на месте, где прежде была гостиница «Россия».

Полтора века назад на этот клочок земли к востоку от Кремля представлял собой мощенные брусчаткой переулки. На улицах шумели еврейские базары, а в воздухе витал запах свежей мацы. Район фактически превратился в своего рода еврейское гетто.

Прогуляйтесь к Большой Хоральной синагоге — самой крупной и старой в Москве. Здесь находится главный Раввинат России, а также курсы изучения Торы для мужчин в колеле «Бейт Талмуд». Появление синагоги стало возможным благодаря либеральному отношению к еврейской общине Александра II. Закладка здания произошла в 1877 году. Однако убийство царя затормозило строительство.

Обратите внимание на серебристый купол с вмонтированной Звездой Давида. Под его сводами изображено древо жизни и древо познания — деревья Эдемского сада.

Возле Московской Хоральной синагоги установлен памятник «Стена плача». Она значительно меньше оригинала – она составляет всего пятнадцать метров, а высота её равняется приблизительно трем метрам. Она сложена из неотесанных камней, добытых в районе Подмосковья.

И монумент в память о холокосте «Птица счастья» — в форме руки, выпускающей голубя.

Следующая остановка — памятник Осипу Мандельштаму, расположенный неподалеку от синагоги, во дворе дома №10 по Старосадскому переулку. Скульптура представляет собой бронзовое изображение головы поэта, установленная на четырех базальтовых кубах. На них высечены строки из стихотворения Мандельштама: «За гремучую доблесть грядущих веков…».

На сквер, где стоит памятник, выходят окна дома номер 10 по Старосадкому переулку. В одной из квартир жил родной брат поэта, у которого Осип Мандельштам часто останавливался.

До революции доходным домом владел богатый еврей. Из-за близости к синагоге в квартирах в основном селились представители еврейской общины Москвы.

Еще одно знаковое место на еврейской карте столицы — Молитвенный дом семьи Лазаря Полякова (синагога «ХАБАД Любавич») на Большой Бронной. Здание было построено в 1880-х годах по инициативе банкира и железнодорожника Лазаря Полякова.

Сегодня внутри здания находится фонд гуманитарной помощи «Эшель», магазин еврейской книги и редакция журнала «Лехаим». При молитвенном доме также работает кошерная столовая.

В месте, где Большая Бронная упирается в Малую, установлен памятник одному из самых известных еврейских писателей и драматургов — Шолому-Алейхему.  В здании напротив, где сейчас находится Малый драматический театр на Малой Бронной, с 1921 по 1949 годы работал Еврейский театр. Основу репертуара составляли спектакли по произведениям знаменитого писателя.    

Загляните в музей истории евреев в России (ближайшая станция метро — «Динамо»). Экспозиция включает более тысячи артефактов, рассказывающих об этапах становления еврейской общины в России, особенностях быта, соблюдении религиозных предписаний и украшении синагог.

Есть особенно любопытные экспонаты. Например, кожаный башмак — обязательный атрибут обряда «халица». Согласно древнему религиозному закону, еврейская бездетная вдова должна вступить в брак с братом умершего мужа. Чтобы освободиться от обязательства, вдова в присутствии раввина должна сорвать с деверя башмак и плюнуть в его сторону. Обряд «халица» освобождает брата мужа вдовы от обязательства жениться на ней. А женщина получает возможность выйти замуж за другого. Чтобы узнать историю каждого предмета в музее, лучше обратиться к экскурсоводам музея.

Далее отправляйтесь в Еврейский музей. Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств. Здесь воссоздана городская кофейня конца XIX — начала XX века — кафе «Фанкони». Каждый столик — это отдельная интерактивная история, где можно выбирать фильмы для просмотра и узнать о вопросах, которые волновали еврейскую общину в то время. В музее организовано пространство, переносящее в камеру Лубянской тюрьмы, — времена сталинских антисемитских кампаний. Имеется зал, где воссоздан быт еврейской семьи в типичной советской квартиры 70-х годов.

Для маленьких посетителей в музее работает детский центр «Тут и там» — с мастерскими, играми, обучающими лекциями и кулинарными классами.

Завершите прогулку в кошерном ресторане «Иерусалим» (Большая Бронная дом 6, строение 3). Для того, чтобы попасть в ресторан, необходимо войти в синагогу «ХАБАД Любавич» и подняться на лифте на пятый этаж. По субботам ресторан закрыт. Фалафель, хумус с бараниной и израильское вино — местные хиты.