Москва художественная: переулки и дворы, которые вдохновляли импрессионистов и модернистов

1 день
для детей от 7 лет
круглогодично
9 объектов
Наталья Староверова
Автор:
Наталья Староверова
Эксперт

Дом, где творил Левитан, квартира Коровина, а также места в столице, которые изображены на картинах художников Аполлинария Васнецова, Юрия Пименова и Василия Рождественского.

Художники разных времен вдохновлялись Москвой, запечатлевая разные вехи истории столицы. Именитые архитектурные постройки и тихие московские дворики нашли приют на сотнях художественных полотен. Москву писали представители самых разных течений изобразительного искусства: город стал героем картин реалистов и символистов, вдохновлял импрессионистов, модернистов и авангардистов.

Прогулка рассчитана на целый день. Позаботьтесь об удобной обуви. По возможности, предварительно ознакомьтесь с каждой из упомянутых в маршруте картин.

Загляните на Большой Трехсвятительский переулок, чтобы увидеть дом, где жил и творил Исаак Левитан (Большой Трехсвятительский переулок, дом 1, строение 2). Кто здесь только не бывал: портрет самого Левитана здесь писал Валентин Серов. Неоднократно заглядывал к художнику Антон Чехов.

Москве художник-передвижник посвятил не одно полотно — например, картину «Иллюминация Кремля», написанную в 1896 году. Сегодня стоимость этого полотна оценивается в два с половиной миллиона долларов. Ныне двухэтажное здание, где некогда жил легендарный художник, находится в плачевном состоянии. К 150-летию юбилея Левитана были попытки восстановить дом, но они не увенчались успехом. Сейчас в внутреннее пространство занимают мастерские аспирантов Российской академии художеств. На фасаде здания установлена мемориальная доска.

Следующая остановка — квартира Константина Коровина (Мясницкая улица, дом 48, квартира 10). Художник постоянно переезжал из одной квартиры в другую, пока окончательно не осел с семьей в просторной квартире на Мясницкой. Здесь он провел свои последние годы в России, пока не эмигрировал в Париж в 1922 году. В настоящее время здание занимает бизнес-центр с многочисленными офисами.

Коровин был коренным москвичом, но родной город на полотнах изображал крайне редко. Исключение составляют несколько картин. Одна из самых известных — «Москворецкий мост», созданная в духе импрессионизма. Цветными пятнами Коровин отобразил панораму Москвы 1914 года с видом на Кремль, собор Василия Блаженного и дома, стоявшие на месте Васильевского спуска и не дожившие до наших дней. Если вы сравните картину Коровина с современным обликом Москвы, то увидите, что сегодня панорама столицы лишилась белой колокольни храма Николая Чудотворца Москворецкого. Она была расположена на старой, ныне не существующей части Москворецкой улицы. Посмотреть на полотно «Москворецкий мост» и сравнить старую Москву с современным обликом города можно в Государственном историческом музее.

Прогуляйтесь по Красной площади, вспоминая полотна Аполлинария Васнецова (брата Виктора Васнецова). По картинам художника можно изучать историю города. Васнецов был настоящим мастером исторической реконструкции. На своих картинах он изобразил Кремль при Иване Калите, белокаменный Кремль при Дмитрии Донском, Кремль при Иване III и Иване Грозном, соборы XIX века.

Любопытно сравнить современный облик Красной площади с картиной Васнецова «Красная площадь во второй половине XVII века». Для художника именно это столетие было наиболее значимым. Он считал, что архитектура этого времени — образец стиля для всех последующих эпох. Картина отображает целую панораму жизни Москвы XVII века: театральное и невероятно динамичное изображение города. На площади гудят торговые лавки, один из стражников дремлет на ступеньках, москвичи лениво прогуливаются по площади, у фасадов белокаменного Кремля красуются деревянные церкви. Васнецов невероятно любил столицу, исходил ее пешком, наблюдая за раскопками и даже участвуя в них лично.

Посетите музей-квартиру Аполлинария Васнецова.  Здесь художник жил и работал с 1903 по 1933 годы. Коллекция музея насчитывает около восьми с половиной тысяч единиц хранения. Экспозиция посвящена домашней мастерской художника, знакомя посетителей  с укладом столичной жизни конца ХIХ — начала ХХ века и творчеством Васнецова. Для детей в музее организованы специальные игры-экскурсии.

При наличии времени можете съездить к Новодевичьему монастырю, чтобы сравнить нынешний пейзаж с тем, что видел перед собой Аполлинарий Васнецов. Рассмотрите картину 1926 года: «Башни. Новодевичий монастырь». На полотне монастырь выглядит как настоящая оборонительная крепость с массивными башнями. Значительно отличается и пейзаж на заднем плане картины. До строительства спорткомплекса Лужники в 1960-х годах противоположный берег Москвы-реки утопал в зелени, среди которой лишь иногда были видны деревянные дома.

Чуть более поздняя Москва изображена на картине Василия Рождественского 1936 года: «Московский пейзаж. Стройка». В центре композиции — участок, где сегодня расположен величественный храм Христа Спасителя. На картине художник показал неоконченное строительство Дворца Советов, который должен был занять место полностью разрушенного в то время храма.

Подготовьте свою фантазию. Следующая остановка — место, которое вдохновило Валентина Поленова на написание картины «Московский дворик». Это дом на углу бывшего Дурновского и Трубниковского переулков (ныне улица Композиторская, дом 17).

На одной из своих самых известных картин художник изобразил старую Москву, которой сегодня больше нет. Полотно было написано в 1878 году. На картине изображен типичный старый московский дворик в начале лета. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром, стоит запряженная в телегу лошадь. На заднем плане видны купола церквей: храма Спаса на Песках в Спасопесковском переулке и церковь Николы в Плотниках, стоявшей на пересечении Арбата и Плотникова переулка (ныне рядом с этим местом стоит памятник Окуджаве).

Поленов описывал историю создания «Московского дворика» следующим образом: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Картина хранится в Третьяковской галерее.

Разгар реконструкции советской столицы отображает картина советского художника Юрия Пименова «Новая Москва».  Она является частью серии работ о Москве, над которой художник работал с середины 1930-х годов. В центре композиции — женщина за рулем автомобиля, проезжающая Театральную площадь. Сюжет картины сам по себе необычен: женщина-водитель — редкое явление тех лет. Современниками этот образ воспринимался как символ новой жизни. Зритель смотрит на утреннюю Москву как будто со спины женщины и видит город ее глазами.

Картины Юрия Пименова можно увидеть в Третьяковской галерее, а также в музее русского импрессионизма.

Завершите вечер походом в Парк Горького. То, как выглядело это место в 1937 году, изобразил Николай Крымов на картине «Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве». Нетрудно заметить, как сильно изменилось одно из любимых мест отдыха москвичей за последние 80 лет.