Ворота Дербента: «жемчужины» городской стены

Полад Наметуллаев
Автор
Полад Наметуллаев
Эксперт

На протяжении веков Дербент имел различные названия, семантика которых сливалась в одно емкое определение — «ворота». И это не случайно. Отличительной особенностью города является многочисленность ворот, привлекающих внимание своим неповторимым восточным колоритом. Ворота Дербента наглядно отражали изменения в планировочной структуре города. Менялась роль Дербента (пограничная крепость крупного государства, столица небольшого феодального владения, важный торговый центр Восточного Кавказа), перемещался его общественно — торговый центр и соответственно менялась роль и значение ворот. Одни из них становились главными, другие закладывались, а третьи создавались заново.

Воротами называли и сам город — Баб ал-Абваб (араб. Ворота ворот, Главные ворота), Темир-капы (тюрк. Железные ворота), Кахулга (монг. Ворота), Дэрбэнд (перс. Узел ворот) и т.д.

Городские ворота имели особое значение для древнего Дербента. Городские ворота были не только частью оборонительной  системы, но являлись одновременно и украшением фасада города, поэтому, из крепостных  сооружений города  именно ворота и представляют наибольший интерес с архитектурно-художественной точки зрения.

Своим обликом они должны были говорить о мощи и богатстве Дербента. Поэтому ворота северной городской стены, обращенные в сторону неприятельских территорий и враждебно настроенных  племён и народов, имеют тяжелые архитектурные формы, что придает им суровый вид. Наоборот, ворота южной  городской стены имеют легкий, изящный, торжественный облик.

Сколько было городских ворот первоначально, установить трудно. С течением времени, в период длительных осад и кровопролитных штурмов одни ворота рушились, а затем вновь восстанавливались, теряя порою свой прежний вид, другие, утратившие свою роль и значение, закладывались, третьи – возводились вновь. Поэтому у разных авторов встречаются сообщения о разном числе городских ворот.

Сколько ворот было в Дербенте

Так, ат-Табари (IX в.) сообщает, что арабский полководец Маслама, захватив в VIII веке Дербент, велел восстановить разрушенные городские стены и устроить в них «…шесть окованных железом ворот». Местная историческая хроника «Дербенд-наме» уточняет эту информацию ат-Табари, сообщая, что Маслама установил трое железных ворот в южной городской стене, два – в северной и одни в цитадели и называет их: Баб ал-Мухаджир (ныне Джарчи-капы), Баб ал-Джихад (ныне Кырхлар-капы), Баб ал-Алкама (ныне Нарын-кала-капы), Баб ал-Мактуб (ныне Баят-капы), Баб ал-Хомс (ныне разобранные Енги-капы), Баб ал-Каср (ныне разобранные ворота Даш-капы). По этому же источнику, «…седьмые ворота – Баб Кучук (арабо-тюркское название, переводится как Малые ворота) открывались в сторону моря. В случае если мусульмане посылали человека по поводу примирения, то они выводили его через Баб Кучук.

Другой автор IX века Ибн А’сам ал-Куфи, повествуя о походе в Дербент Йазида ибн Усайда ас-Сулами в 145 году хиджры (762/3 г.), сообщает, что «…достигнув города Баб ал-Абваба, он расположил здесь войска и привёл в порядок укрепления города и его ворота. Затем он приказал возвести ворота, и их построили в виде растений, тянущихся вдоль стены, которая доходила до горы, называемой ал-Кунак (дословно правительственное здание. Видимо происходит от расположенной на ней цитадели Нарын-кала, где размещались правительственные учреждения). Первыми были ворота, которые именовались Камбах (?), затем шли ворота Баб ал-Бардана (Холодные ворота, Ворота стороны холода), затем – Баб ал-Хамид, затем – Баб ал-Хадид (Железные ворота), далее – Баб Ваф (Главные ворота), Баб ал-Расул ал-Сугра (Ворота послов малые), Баб ал-Расул ал-Кубра (Ворота послов большие), Баб Арса (Ворота якорные) и последние – Баб адарр Муса (Ворота щедрого Мусы)».

Арабский историк и путешественник, ал-Мукаддаси (Х в.) сообщает, что в «…северной городской стене трое ворот: Баб ал-Кабир (араб. Большие ворота, идентифицируются с воротами Кырхлар-капы), Баб ал-Сагир (араб. Малые ворота, идентифицируются с воротами Даш-капы) и «…ещё одни ворота близ моря закрытые; они никогда не отворяются. И много есть ворот со стороны моря и со стороны исламских земель», т.е. в южной городской стене. В этом сообщении ворота южной городской стены и со стороны моря, не игравшие особой роли в обороне города, не называются.

В XV в. город имел семь ворот. Адам Олеарий, побывавший в Дербенте в 1638 году, увидел десять ворот (шесть в южной стене и четыре в северной), а турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1647 году — только шесть.

На чертежах 1720 года видны шестнадцать ворот (четыре в северной  и шесть в южной городской стене, двое ворот в цитадели Нарын-кала  и четверо ворот в поперечных стенах).

Прибывший сюда через два года вместе с Петром I Дмитрий Кантемир перечисляет одиннадцать ворот (западные ворота цитадели и по пять ворот на южной и северной городской стене). По его сообщению ворота северной городской стены назывались: «Дри-ардизи–капуси», «Кырклар–капуси», «Баб уль-Баб», «Баб уль-Кыямат». Пятые ворота, приморские — безымянные. Если следовать от цитадели Нарын-кала к морю, эти ворота должны соответствовать нынешним Джарчи-капы, Кырхлар-капы, Даш-капы и Кийямат-капы. О последних он пишет, что существовали еще подземные ворота с непонятными изображениями и, по объяснению местных жителей, они когда-то были  по высоте равны с другими, а затем постепенно осели.

А.И.Ахвердов в 1804 году писал, что северная стена имеет «…двое окованных железом ворот, из коих главные…Кырхлар-капы, а вторые — Джарчи-капы. Кроме них есть еще одни, заложенные камнем». В южной стене он перечисляет: Хан-капы (Кала-капы), Баят-капы, Орта-капы, Енги-капы и еще «…четверо ворот, забитых и заделанных в трех поперечных стенах города, начиная от замка до последней стены к морю».

Городские ворота порою возводились и как увековечение того или иного события, наподобие триумфальных арок, вошедших в моду в Европе в XVIII–XIX вв. Так, по сведениям А.Бакиханова, когда правитель Азербайджана эмир Кара-Юсуф Кара-Коюнлу в 1412 году разбил ширваншаха Ибрахима-Дербенди, то в честь этого события в северной городской стене Дербента, входившего в то время в состав владений ширваншахов, воздвигли новые ворота.

Ворота города сооружались или закладывались не только сообразно требованиям обороны, но и по соображениям экономики.

Так, с учетом нужд транзитного пути, пролегающего через Дербент, каждым воротам северной стены соответствовали одни или двое ворот южной стены: Джарчи-капы – Баят-капы; Кырхлар-капы — Орта-капы и Енги-капы; Даш-капы — Губа-капы; Кийямат-капы — Дубара-капы.

Отдельные исследователи считают, что первоначально, когда была возведена только одна северная стена, ворот в ней вообще не было, и появились они позже, в связи с  ослаблением угрозы со стороны северных соседей — тюркских племен. Однако по сведениям ал-Баладзори (IX в.), Мас’уди (X в.), ибн-Факиха (X в.), ат-Табари (IX в.) и др. «…окованные железом ворота» на дербентской стене были установлены при ее возведении при сасанидских царях Хосрове I Ануширване (531-579 гг.), его отце Кубад-шахе (488-531 гг.), деде Фирузе (457-488 гг.) и даже прадеде Йездигерде II (438-457 гг.), в зависимости от того, кому тот или иной автор приписывает сооружение стены.

Автор хроники «Дербенд-наме», Ибн-Асам ал-Куфи (IX в.) и ряд других авторов сообщают, что железные ворота установил арабский полководец Маслама, завоевавший  Дербент в 733 году. А некоторые авторы (Эвлия Челеби,  XVIII в. и др.) установку железных ворот Дербента приписывают Искендеру Зул-Карнайну (Александр Македонский), которого легенды называют основателем города.

Есть сведения иного характера. Так, автор древней хроники «Тарихи Ширван ва ал-Баб» («История Ширвана и Дербента») сообщает, что в 382 году хиджры (922/3 г.) эмир Дербента Маймун бен Ахмед сделал ворота «из чистого железа». Этот эпизод наводит отдельных исследователей на мысль о том, что городские ворота были  сначала из дерева, а железными (или окованными железом) стали позже.

Еще в начале XIX в. А.И.Ахвердов писал, что «…Все ворота без изъятия, кроме заваленных и закрытых, обиты с обеих сторон железными довольно толстыми досками и заклепанных железными гвоздями».

В последний раз городские ворота были отремонтированы в 1836 году, когда 8 ворот, разрушенных при штурме города отрядами Гази-Муллы в 1831 году, были заменены новыми, изготовленными из дубовых брусьев и обшитых толстым листовым железом.

Дербентские ворота в настоящее время

Сегодня по крайней мере десяти городских ворот, известных по описаниям разных авторов и планам города, составленных  в XVIII-XIX вв., уже нет. Они исчезли за последние 200 лет при сносе поперечных стен города, приморских участков городских стен, значительного участка южной  стены (от нынешней ул. Крупской до пер. Комсомольского). Вместе с разобранной частью южной стены исчезли Енги-капы  и Губа-капы. В 60-х годах  разобраны одни из самых древних ворот — Даш-капы. Неясно местонахождение ворот «без названия в степи», упоминаемых Дм. Кантемиром (1722 г.). Вместе с поперечными стенами снесены и ворота в них. Не сохранились ворота деревянной приморской поперечной стены.

В настоящее время можно видеть восемь сохранившихся ворот: двое в северной стене (Джарчи-капы и Кырхлар-капы), четыре в южной стене (Кала-капы, Баят-капы, Орта-капы и Дубара-капы) и двое ворот цитадели Нарын-кала (Нарын-кала-капы и Горские  ворота).