Мечети Дербента: исторические факты

Полад Наметуллаев
Автор
Полад Наметуллаев
Эксперт

Завоевав Дербент в VIII веке, арабы превратили его в центр распространения мусульманской религии в регионе. Важное стратегическое и географическое положение города были причиной поддержания этого значения Дербента и другими завоевателями, освящавшими свои действия именем ислама. Поэтому в Дербенте на протяжении многих веков большое внимание уделялось строительству мечетей, о чём неоднократно сообщают письменные источники.

Так по сведениям ал-Баладзори (IX в.), ат-Табари (IX в.), Ба’лами (X в.), Ибн Асам ал-Куфи (IX в.) и других, арабский полководец Маслама, завоевав Дербент в начале VIII века, разделил город на четыре квартала и в каждом построил мечеть. Кроме того, возвел большую соборную [джами] мечеть (Джума-мечеть).

По версии же местной исторической хроники «Дербенд-наме», Маслама построил 7 квартальных мечетей и назвал их по названию племён, расселенных им порайонно: иорданская, палестинская, дамасская, хомиская (Хомс — город в Сирии), кейсарийская (Кайсерия — город в центральной Анатолии, ныне территория Турции), джезирская (аль-Джезира — историческая область в северной части междуречья Тигра и Ефрата), мосульская (Мосул — город на севере Ирака). Кроме того, он построил большую соборную мечеть [джами] для пятничной молитвы (Джума-мечеть).

Другие источники сообщают о строительстве в конце VIII века при халифе Харун ар-Рашиде (786 – 809 гг.) «…в каждом квартале мечети», о строительстве в конце XIV века ширваншахом Ибрагим-Халилом трех мечетей и т.д.

По свидетельству русского путешественника Афанасия Никитина в 1466 году в городе было 13 мечетей. Сопровождавшая мужа в походе 1796 года В.И.Бакунина увидела в городе 15 мечетей. Побывавший в Дербенте в 1842 году профессор Казанского университета Березин И.Н. сообщает о шестнадцати мечетях.

Из описания древностей города, составленного по поручению военного коменданта Дербента одним из местных ученых в 1838 году, известно, что в то время среди дербентских мечетей, кроме большой Джума-мечети, были: «…мечети с куполами на 3-м, 4-м и 7-м магалах, построенных ширваншахом Ибрагим-Халилом в 1408 году; мечеть с куполом, построенная Шах-Аббасом I в 1613 году и небольшая мечеть, построенная в 1758 году на 1-м магале; суннитская мечеть, построенная в 1758 году, и шиитская мечеть, построенная в 1778 году на 2-м магале; небольшая мечеть в виде пристройки к дому, построенная в 1788 году на 3-м магале; мечеть без купола, построенная Хаджи-Ирзою в 1788 году на 4-м магале; небольшая мечеть, построенная среди базара Хаджи-беком Курчи в 1778 году на 6-м магале; небольшая мечеть, построенная Хаджи-Мухаммедом-Али в 1788 году на 5-м магале; малая мечеть с могилою Кязыма, построенная Надир-шахом на 6-м магале; мечеть без купола, построенная в 1728 году и возобновленная Хаджи-беком Курчи при Фатали-хане на 7-м магале; небольшая мечеть с куполом, построенная в 1698 году и возобновленная Хаджи-Тахир-беком в 1790 году на 8-м магале; небольшая мечеть без купола, построенная Хаджи-Мани в 1738 году на 9-м магале».

На плане города, составленном русскими инженерами в 1810 году, западнее Джума-мечети показаны две мечети с минаретами. Остальные мечети расположены восточнее Джума-мечети, в средней части города.

Судя по старым изображениям города и чертежам XVIII-XIX веков, большая часть мечетей была с куполами и имела минареты.

Одна из несохранившихся мечетей города находилась в цитадели Нарын-кала. Она имела минарет, который виден на рисунках А. Олеария (1638 г.) и на двух изображениях Дербента, датируемых 1796 годом. Побывавший в Дербенте в 1796 году Почётный член С.-Петербургской Академии Наук П.Г. Бутков писал, что «…в замке же есть в столпе мечеть».

Судя по чертежам и рисункам с изображением общего вида Дербента, минарет в цитадели значительно превышал своими размерами другие минареты города. Он был главной высотной доминантой города. Его расположение в наиболее возвышенной части Дербента, в цитадели, придавало композиции города завершенность.

В начале ХХ века кроме Джума-мечети, в городе были: Кялямчиляр-мэсджиди, Ширван-бурны-мэсджиди и Чор-тяпе-мэсджиди на 1 магале; Микри-мэсджиди и еще две мечети на 2 магале, на площади у Микри-булага; Гызлар-мэсджиди и Баят-учагы-мэсджиди на 3 магале; Гян-кючя-мэсджиди и Кырхлар-мэсджиди на 4 магале; Пейинниг-башы-мэсджиди и Учар-мэсджиди на 5 магале; Хаджи-Асадулла-мэсджиди и Папахчылар-мэсджиди на 6 магале; Бала-мэсджид и Кился-мэсджиди на 7 магале; Хыдыр-Ныза мэсджиди на 8 магале; Минаря-мэсджиди на 9 магале; 3 здания мечетей  на площади у Баят-гапы; Хэмшэри-мэсджиди, Гуруг-мэсджиди и 7 тэккэ (небольшие приспособленные помещения, используемые в дни ежегодного религиозного траура «Шахсей-Вахсей»).

В 1938 году по решению властей деятельность религиозных общин в городе была запрещена. Часть зданий мечетей стала использоваться для хозяйственных нужд города, остальные, оставшись бесхозными, стали рушиться. Самое большое здание Джума-мечети было передано под следственный изолятор НКВД. В 1943 году, в период Великой Отечественной войны, было разрешено открыть только Джума-мечеть «…для богослужения и сбора средств для нужд фронта (Фонд обороны)».

Сегодня, кроме Джума-мечети, в городе сохранилось лишь несколько зданий старых мечетей: Минаря-мэсджиди на 9 магале, Кился-мэсджиди и Бала-мэсджид на 7 магале, Кырхлар-мэсджиди на 5 магале, Базар-мэсджиди или Папахчылар-мэсджиди на ул. Крупской д. 7, Хэмшэри-мэсджиди на ул. Ленина 92. Все остальные полностью исчезли.

Начиная с 1990-х годов в городе стали возводиться новые здания мечетей, которые не представляют никакой архитектурной ценности и являют собой жалкое подобие строительного дела.